Выявление конкретной потребности профессии. §2.Профессиональный выбор

Содержание разделов проекта «Мой выбор» Шаг 1: Проблема Шаг 2: Осознание проблемной области Шаг 3: Определение потребности и ее формулировка Шаг 4: Определение конкретной задачи и ее формулировка Шаг 5: Выявление основных параметров и ограничений Шаг 6: Выявление традиций, истории, тенденций Шаг 7: Построение опорной схемы размышлений Шаг 8: Выработка идей, вариантов, альтернатив Шаг 9: Изучение интересов и склонностей Шаг 10: Изучение требований к профессиям Шаг 11: Профессиональные ограничения


Содержание разделов проекта «Мой выбор» Шаг 12: Изучение содержания будущей профессиональной деятельности Шаг 13: Выявление индивидуальных характеристик Шаг 14: Определение путей получения профессии Шаг 15: Выбор места обучения Шаг 16: Профессиональная проба Шаг 17: Прогнозирование дальнейшей профессиональной карьеры Шаг 18: Контроль Шаг19: Самооценка Шаг20: Оформление проекта Шаг 21: Защита проекта




Определение дальнейшей профессиональной карьеры Шаг 2: Осознание проблемной области Изучение требований и характеристик различных сфер профессиональной деятельности Изучение алгоритма выбора профессии Выявление и анализ личностных и психофизиологических характеристик ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ АНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОДЕРЖАНИЕ


Шаг 3: Определение потребности и ее формулировка Потребностью каждого молодого человека является умение осуществлять выбор профессии в соответствии со своими интересами и возможностями. Для этого необходимо учитывать: - интересы и склонности; - уровень знаний и способности; - здоровье; - мир профессий; - потребности в кадрах. СОДЕРЖАНИЕ




Шаг 6: выявление традиций, истории, тенденций На этом этапе необходимо выявить, как со временем изменяются требования к подготовке специалистов в различных сферах профессиональной деятельности. Необходимо рассмотреть все источники информации о выборе профессии: Друзья РодителиУчителя Психолог Профцентр ы Интернет, телевидени е СМИ Научно-популярная и художественная литература Служба занятости Ярмарки профессий Традиции семьи Источники информации о выборе профессии СОДЕРЖАНИЕ


Шаг 6: выявление традиций, истории, тенденций С помощью средств массовой информации: - телевидение; - радио; - печатные издания.печатные издания. и Интернет-ресурсов можно узнать, какие новые специальности появились в последние годы, в чем заключается их специфика, в каких учебных заведениях обучают им.Интернет-ресурсов СОДЕРЖАНИЕ


Шаг 7: Построение опорной схемы размышлений 8: Программа совершенствования и развития 4: Соотнесение индивидуальных характеристик с требованиями профессиональной деятельности 3: Выявление индивидуальных личностных и психофизиологических характеристик 5: Определение социально-экономических факторов выбора профессии: пути и условия получения профессионального образования, материальные затраты на обучение и т.д. 7: Профессиональные планы и перспективы 2: Анализ сферы профессиональной деятельности в соответствии с интересами и склонностями 1: Определение профессиональных интересов и склонностей 6: Профессиональная проба Ориентируясь на этот алгоритм, необходимо проследить, как происходит выбор профессии. СОДЕРЖАНИЕ


Шаг 8: Выработка идей, вариантов, альтернатив На основании результатов изучения профессиональных интересов и склонностей нужно выбрать одну из сфер профессиональной деятельности. Сферы профессиональной деятельности Человек - Техника Человек - Природа Человек - Человек Человек – Художественный образ Человек – Знаковая система СОДЕРЖАНИЕ


Шаг 9: Изучение интересов и склонностей Изучите свои интересы и склонности и помощью психодиагностических методик: - дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова; - карта интересов А.Е. Голомштока; - оценка профессиональных типов (Д. Холланд); - методика диагностики направленности личности (А. Басс). СОДЕРЖАНИЕ


Шаг 10: Изучение требований к профессиям Познакомьтесь с требованиями к различным сферам профессиональной деятельности. Соотнесите их со своими личностными характеристиками, подумайте, насколько у вас развиты те качества, которые необходимы специалисту тому или иному типу профессий. Выберите ту сферу, которая наиболее вам подходит. Человек - Техника Человек - Природа Человек - Человек Человек – Художественный образ Человек – Знаковая система СОДЕРЖАНИЕ


Шаг 12: Изучение содержания будущей профессиональной деятельности Ознакомьтесь с профессиограммами и психограммами сфер профессиональной деятельности и выберите сферу, которая лучше всех сочетается с вашими индивидуальными личностными параметрами. Знакомство с требованиями профессии к личности можно осуществить по следующей схеме: Профессиограмма Общая характеристика профессии Содержание труда Необходимые знания Условия труда Требования профессии к человеку Профессионально важные качества Медицинские противопоказания СОДЕРЖАНИЕ














Шаг19: Самооценка Проанализировав полученные результаты, можно попытаться самостоятельно дать себе оценку. При этом необходимо учитывать, сделано ли то, что запланировано. Если результаты, полученные в ходе выполнения работы нас полностью устраивают, то можно развить идею проекта и воплощать ее в жизнь. СОДЕРЖАНИЕ





I этапШаг 1: Выявление проблемы
Определите проблемную область своего
творческого проекта
Шаг 2: Осознание проблемной области
Выявите подпроблемы своей проблемной области
Разработка
алгоритма выбора
профессии
Определение
дальнейшей
профессиональной
карьеры
Ознакомление с
существующими
профессиями и их
характеристиками
Выбор профессии
Проблемное
поле

Шаг 3: Выявление конкретной потребности
Является ли данная потребность для вас
первостепенной? Дайте своему ответу подробное
обоснование
Шаг 4: Определение конкретной задачи и ее
формулировка
Сформулируйте основные задачи своего проекта

II этап

Шаг 5: Выявление основных параметров
Какие параметры и ограничения можно выделить в вашем
проекте?
Пример:
Выбираемая профессия должна соответствовать
индивидуальным личностными психофизиологическим
характеристикам;
Необходима доступность обучения;
Материальные затраты на получение специальности
должны соответствовать финансовым возможностям семьи;
Востребованность профессии на рынке труда.

Шаг 6: Выявление традиций, истории, тенденций
друзья
Средства
массовой
информации
родители
Источники
информации
Художественная
литература
Учителя
Школьный
психолог
Профцентры
Интернет

Шаг 7: Анализ деятельности
Возможности освоения
профессии
Соответствие
психофизиологических
качеств требованиям
профессии
Интересы и
наклонности личности
Оплата труда,
возможности
профессионального
роста
Факторы,
влияющие
на выбор
профессии
Личное желание
Медицинские
противопоказания
Традиции семьи
Потребность общества
в кадрах, рынок труда

Шаг 8: Выработка идей, вариантов, альтернативы
С помощью различных методик определите свою сферу
профессиональной деятельности и ознакомьтесь с
описаниями профессий, относящихся к этой сфере.
Проанализируйте полученные данные и выберите ряд
специальностей, которые вас привлекают больше
всего.
Шаг 9: Определение требований к профессиональной
деятельности
Выделите основные требования к своей будущей
профессиональной деятельности. Используя
методики, выявите свои интересы и склонности,
соотнесите их с записанными требованиями,
сделайте выводы

III этап

Шаг 10: Анализ и синтез идей
Оцените все варианты по критериям (шаг 5) по 5бальной шкале. Какая специальность набрала
наибольшее количество баллов? Является ли этот
вариант наилучшим?
Шаг 11: Изучение содержания будущей
профессиональной деятельности
Шаг 12: Выявление индивидуальных характеристик
Используя тесты, определите свой тип темперамента,
характер и другие личностные характеристики

Шаг 13: Определение путей получения профессии
и выбор места обучения.
Какие пути получения выбранной профессии вам
известны? Какой из них вас привлекает больше
всего? Проанализируйте каждый пункт этой
схемы и определите несколько учебных заведений,
где можно получить эту профессию. Выбрав
место обучения, рассмотрите варианты своих
дальнейших действий в случае неудачи при
поступлении в намеченное учебное заведение.

Потребительская
корзина в
выбираемом
регионе
Вид учебного
заведения
(государственное
или коммерческое)
престижность
Период
поступления
Условия обучения
Выбор
места
обучения
Предоставление
общежития
иногородним
Срок обучения
Расположение
учебного
заведения
Стоимость
обучения

Разделы: Школьная психологическая служба

Цель:

  1. Помочь ученикам актуализировать знания в области профессионального самоопределения.
  2. Познакомить обучающихся с формулой выбора профессии.
  3. Систематизировать имеющие знания старшеклассников в правильном выборе профессиональной деятельности.
  4. Повышать личностную заинтересованность школьников в рамках самопознания, саморазвития в профессиональном выборе.

Ход урока

Приветствие.

Добрый день! Я рада вас видеть.

Вступительная часть.

Тема нашего урока «Мой профессиональный выбор».

Выбор профессии – ваш первый шаг к самостоятельной жизни, от которого во многом зависит, как сложится ваша дальнейшая судьба.

Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Сделать этот выбор нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в правильном направлении.

Основная часть.

Определиться в этом поможет нам анкета. Какие трудности у вас есть в этом вопросе, в каком направлении строить нашу дальнейшую работу и для того, чтобы мы систематизировали и наглядно представили ваши интересы, способности, знания.

Анкета «Незаконченные предложения».

Предлагаю, вам заполнить анкету, которая называется «Незаконченные предложения». Данные предложения касаются вашей конкретной профессии, которую вы выбрали, если кто-то не определился, подумайте о той профессии, которую вы хотели бы получить и закончите, пожалуйста, данные предложения.

Отложите анкеты в сторону.

Игра «Поменяйтесь местами те, кто…».

А я предлагаю вам поиграть в игру «Поменяйтесь местами те, кто…»:

  1. У кого хорошее настроение.
  2. Выбрал свою будущую профессию.
  3. Кто собирается поступать в ВУЗ.
  4. Кто не сориентировался в выборе профессии.
  5. Кто хочет уехать в другой город получать образование.
  6. Кто знает, как определить пути получения профессии.

Ребята, скажите, пожалуйста, что мы изучаем в процессе профориентационного курса? (Свои интересы, склонности, способности, психические процессы, темперамент и т.д.)

А как вы думаете, для чего нужно изучать интересы, склонности, способности, психические процессы? (Чтобы сделать правильный профессиональный выбор в соответствии со своими возможностями.)

Что нужно для правильного выбора профессии? (Знание профессий, знание своих интересов, способностей, склонностей и качеств, знание рынка труда.)

Итак, что же необходимо учитывать при выборе профессии? Благодаря чему человек может достигнуть успехов в профессиональной деятельности, делая это без особых усилий и напряжения, и к тому же получая, от этого удовлетворение?

Формула «Хочу», «Могу», «Надо».

Чтобы правильно выбрать профессию нужно учесть 3 важных фактора: «Хочу», «Могу», «Надо».

Все это можно изобразить в виде схемы.

Прежде всего, имеют значение склонности и способности человека.

Как вы думаете, что включает в себя фактор «Хочу»?

Желания, интересы, склонности человека, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но, и к самому процессу того, что человек делает. Чем я хочу заниматься? Кем я хочу быть? т.е. он отражает словесно-образное мышление «хочу».

Что включает в себя фактор «Могу»?

Любая профессия предъявляет определенные требования к человеку, к его способностям, возможностям и личностным качествам, что относится к профессионально важным качествам и определяет в конечном итоге профессиональную пригодность.

О профессиональной пригодности к профессии говорят тогда, когда человек усваивает профессиональные навыки без особого труда, испытывает удовлетворение от своей работы и в дальнейшем легко совершенствуется в ней. В таком случае считают, что у человека есть соответствующие способности.

Что включает в себя фактор «Надо»?

Это знание потребностей современного рынка труда и возможностей трудоустройства. Это те специальности, которые сегодня требуются в городе, регионе. Реальность рынка труда, потребность в выбранной профессии, относятся знания профессиональной сферы и определение необходимых путей и средств достижения цели, основывающихся на самооценке собственных достоинств и недостатков.

Таким образом, сделать обоснованный, правильный выбор профессии – это выбрать работу, которая

  • во-первых, вызывает интерес и удовлетворение,
  • во-вторых, может быть доступной и посильной,
  • в-третьих, перспектива в плане трудоустройства.

Следовательно, рациональное соотношение факторов «Хочу», «Могу», «Надо» обуславливает сознательность выбора профессии, а глубокое знание их предметного содержания обеспечивает успешное выполнение профессионального плана.

Результаты анкеты «Незаконченные предложения».

Рассмотрев подробно формулу «Хочу», «Могу», «Надо», проанализируйте свои ответы.

Упражнение «Профессиональный выбор».

Рассчитайтесь на 1, 2, 3-й и присаживайтесь за столы. Итак, 3 команды.

Подумайте и напишите, как вы понимаете:

  1. Для чего нужна работа?
  2. Какие возможности для человека дает работа разных профессий?

По окончании упражнения представитель команды расскажет: для чего человеку нужна работа? Каждая команда представляет свой список характеристик. Обсуждение.

Заключительная часть.

Притча «Руанский собор».

В славном городе Руане на стройке работали три каменщика. Им задали один и тот же вопрос: «Что ты делаешь?»
Один ответил: «Я кладу кирпичи».
Другой: «Я зарабатываю себе на хлеб».
Третий: «Я строю Руанский собор».

В чём смысл этой притчи?

Итак, ответы каменщиков демонстрируют три позиции:

  1. Выполнять отдельные операции, не задумываясь, зачем это нужно.
  2. Задумываться не о содержании работы, а лишь о материальном вознаграждении.
  3. Видеть общую цель деятельности, свой вклад в её достижении.

Мой профессиональный выбор

Творческий проект

Выполнила: Яковлева Жанна, учащаяся 9 «Г» класса

Руководитель-консультант

Аляугдинова Надежда Федоровна

Проблема, цель, задачи…………………………………………………..2стр.

Алгоритм профессионального самоопределения………………………3стр.

Выбор профессии, и её обоснование ……………………………………4стр.

Выявление основных параметров………………………………………..5стр.

История профессии………………………………………………………..6стр.

Анализ профессии…………………………………………………………7стр.

Профессиограмма профессии…………………………………………….8стр.

Выявление индивидуальных характеристик……………………………12стр

План профессиональной карьеры………………………………………...13стр.

Заключение ………………………………………………………………..14стр.

Литература…………………………………………………………………14стр.

Проблема

Сегодня мы и наши ровесники стоим на пороге выбора жизненного пути. Проблема выбора будущей профессии всегда была и остается до сих пор достаточно актуальной для общества. Ее решение во многом зависит от степени информированности ученика и родителей о предпочитаемой профессии. От того, какую профессию мы предпочтём, в какой общественной сфере найдём своё применение, зависит не только наш материальный уровень, но и наше духовное развитие. И зачастую, выбрав понравившуюся профессию, многие не уверены, подобает ли она его личным качествам и интересам.

Цель

Всесторонне изучить выбранную профессию и узнать, подходит ли она нам.

Задачи

Алгоритм профессионального самоопределения


Выбор профессии, и её обоснование

Профессия архитектор мне нравится тем, что всегда есть стимул к самосовершенствованию. Узнать границы своего творчества и фантазии. Познать новое и участвовать в этапах, от создания проекта до его реализации. Всегда очень важно узнать окончательный результат и сравнить его с начальной задумкой, так же профессия архитектор требует от человека большого объема знаний. Эта профессия для специалиста обладающего большим творческим потенциалом, вот почему я бы хотел стать архитектором. Но у этой профессии есть и минусы но мне бы не хотелось рассказывать о них так как они не смогут повлиять на мой выбор.

Ознакомившись с различными видами специальностей, я обратила особое внимание на профессию архитектора. В будущем, мне бы хотелось заниматься чем- то интересным и свободомыслящим, но в тоже время значимым и серьёзным. Как мне кажется, эта профессия даёт не только простор для деятельности, но и множество возможностей для самореализации и представления себя в обществе. Кроме того, ещё с детства я уделяла особое внимание творчеству, и мне бы очень хотелось перенести этот интерес на деятельность в моей будущей работе, которая бы позволила ему развиваться и возрастать.

Выбор специальности


Выявление основных параметров

ПРОФЕССИЯ АРХИТЕКТОР

Тип профессии : Человек-художественный образ; Человек-техника

Класс профессии : Эвристический (творческий)

Отдел профессии : Ручные орудия труда

Группа профессии : Выполняемые в бытовых условиях

ФОРМУЛА ПРОФЕССИИ – ХЭРВ

История профессии

В основе любого архитектурного сооружения лежит идея, которая зарождается в воображении его автора. Окончательную форму в виде архитектурного проекта эта идея получает благодаря творческой фантазии архитектора. Первые строители и архитекторы появились в странах Средиземноморского бассейна (Египет, Греция, Рим, Крит), а также в Малой Азии (Вавилон, Персия). Профессия архитектора в Древней Греции была очень почетна и пользовалась уважением.

В период средневековья возникают строительные цехи. Человек, желавший стать строителем, проходил пятилетний курс обучения в цехе. Он становился подмастерьем и по истечении определенного срока работы - специалистом. Высшая ступень, на которую мог подняться член цеха - стать

мастером. Это давало право иметь собственную мастерскую.

Основным инструментом русских строителей был топор. Вспоминаются крашения изб, вырезавшиеся топором. Первый каменный кремль был построен в Новгороде в XI в. Всего в России было сооружено 17 кремлей. Русская земля дала отечеству и миру немало выдающихся архитекторов. П. Еропкин, И. Коробов, В. Баженов, М. Казаков, И. Стыров, А. Захаров, А. Воронихин, В. Стасов, И. Фомин, В. Щуко, А. Щусев, И. Жолтовский - таков далеко не полный список мастеров зодчества, внесших выдающийся вклад в сокровищницу русской и мировой культуры.

Анализ профессии

Профессиограмма профессии

1. Профессия – Архите́ктор (от др.-греч. αρχι- (главный, старший ) и др.-греч. τέκτων (плотник, строитель ) - «главный строитель»)

Профессиональная область – строительство/ недвижимость

2. Архите́ктор - специалист, который занимается архитектурным проектированием, то есть, разработкой планов зданий, их фасадов - в целом и в деталях, а также внутренних пространств. Архитектор может заниматься и расчётом конструкций зданий, хотя в наше время этим занимаются главным образом инженеры. Современный архитектор, в широком смысле - это создатель материальной части городской среды. Конкретно это могут быть отдельные здания, общественные комплексы, в некоторых случаях - целые поселки и даже города. Основная задача архитектора - выработка новых архитектурных идей, основанных на трех извечных принципах - «Польза - Прочность - Красота», заложенных Витрувием, то есть создание удобной в пользовании и красивой по облику архитектуры. Таким образом, архитектор - это в некотором смысле «специалист по красоте».

Виды деятельности:

Разработка макетов и планов населенных пунктов, районная и квартальная планировка городов;

Подбор конструкции и материалов по специальным альбомам для строительства, чтобы были соблюдены все размеры, привязки, расчеты и при этом не пострадал бы художественный замысел архитектора;

Проектирование жилых, общественных и промышленных объектов (заводы, дома, детские сады, школы и т.д.);

Реконструкция, реставрация старых городов, памятников архитектуры;

Организация ландшафта (создание парков, скверов, зон отдыха, детских и спортивных площадок, автомобильных стоянок и т.п.)

Проектирование железных, автомобильных дорог и трасс, пешеходных дорог;

Создание малых архитектурных форм (скамьи, беседки, игровые площадки, урны, фонтаны, декоративные элементы-стеллы);

Разработка проектов промышленных предприятий;

Дизайн интерьеров жилых, общественных и общественных сооружения, организация внутреннего пространства;

Колористика и разработка решений цветовой организации ландшафта и объектов в зависимости от функциональных, климатических, исторических и культурных особенностей.

3. Профессионально важные качества, способности

Развитое пространственно-образное мышление;

Художественный вкус;

Аналитическое мышление;

Хороший глазомер;

Конструкторские способности;

Творческие способности;

Математические и аналитические способности;

4. Личные качества, интересы и склонности

Ответственность, бдительность;

Организаторские способности;

Оригинальность, находчивость, креативность;

Реалистичность;

Чувство гармонии, вкуса и стиля;

Наблюдательность;

Хорошая память;

Коммуникабельность;

Пунктуальность, тактичность.

5. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности

Отсутствие художественных склонностей;

Отсутствие эстетического начала и чувства гармонии;

Недостаточно развитое пространственно-образное мышление.

6. Родственные профессии

Инженер по надзору за строительством

Инженер по проектно-сметной работе (в промышленном и гражданском строительстве)

Инженер-проектировщик

Конструктор

Ландшафтный архитектор

7. Область применения профессиональных данных

Специалисты с профессией архитектора могут работать в таких организациях и сферах, как:

Научно-исследовательские институты и учреждения,

Проектные институты,

Архитектурные мастерские,

Конструкторские бюро при министерствах и ведомствах,

Архитектурные подразделения на промышленных предприятиях,

Архитектурные памятники,

Компании, занимающиеся ландшафтным дизайном и ремонтом.

Архитекторы могут работать в качестве градостроителя, дизайнера, а также реставратора, заниматься частной архитектурной практикой.

8. Учебные заведения, обучающие данной профессии

Тольяттинский политехнический техникум

(Самарская обл., Тольятти г., ул. Комсомольская, 165)

Форма обучения: очная

Срок обучения: на базе 9 классов - 3 года и 10 месяцев.

Вступительные экзамены:

Русский язык

Математика

Рисунок

Выявление индивидуальных характеристик

План профессиональной карьеры

Окончить школу

Поступить в высшее учебное заведение.

Получить необходимые навыки для развития профессии

Найти работу по специальности

Июнь 2014 год – окончить 9-й класс.

Август 2014 год – поступить в 10-й класс.

Летом 2015 года устроиться на работу с целью накопления средств для обучения на внебюджетном отделении.

В августе 2015 года поступить в 11-й класс.

Сдать ЕГЭ и в августе 2016 года поступить в ВУЗ.

Летом 2016 года устроиться на работу с целью накопления средств для обучения на внебюджетном отделении.

В 2018 году продолжить обучение по специальности в другом городе.

Заключение

При создании этого проекта я смогла понять, что вообще представляет собой данная профессия, и чего я смогу добиться, начав изучать ее. Таким образом, я с уверенностью могу сказать, что данная профессия является лучшим вариантом для меня.

В ходе исследования данной профессии и создания моего проекта я изучила много полезной информации об архитектуре. Данная работа ещё раз доказала, что эта профессия подходит мне.

Литература

Симоненко В.Д. Технология 9 класс.- М.: Вентана Граф,2006

Жизнь человека - череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин - запеканку или овощное рагу).

Профессия – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.

Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Ведь это и выбор того, какое место займёт профессия в жизни человека, что он сможет получить от своей будущей работы, как особенности специальности будут соотноситься с другими жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать.

Выбор профессии, с одной стороны, взгляд в будущее (хотя бы недалёкое): чем я хочу заниматься, какие сложности могут встретиться на пути в профессию? А с другой - взгляд внутрь себя: насколько я готов преодолевать препятствия для достижения цели? Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии.

Так, девушка с детства мечтала поступить в юридическую академию и работать следователем. Желание исполнилось. Обучение в институте - сплошное удовольствие интересные предметы, предвкушение увлекательной и неординарной работы, да и милицейская форма ей к лицу. Ближе к окончанию академии девушку стали посещать мысли о создании семьи, рождении детей. Надо сказать, что без благополучной и гармоничной семьи свою жизнь она также не представляла. Однако профессия следователя предполагает ненормированный и напряжённый рабочий день, нередки ночные выезды, неотложные командировки. Естественно, что времени на семью не хватает. В такой ситуации неизбежно возникло противоречие между двумя жизненными целями. Конечно, это не означает, что все следователи, геологи, капитаны дальнего плавания вынуждены постоянно «разрываться» между работой и семьёй. Однако, выбирая профессию, человек должен заранее представлять себе её специфику и возможные трудности. Тогда он сможет найти компромисс, а в результате и «овцы будут целы, и волки сыты».

Когда молодой человек выбирает себе профессию, его интересует, чтобы его профессия пользовалась популярностью у работодателей не только сегодня, но и через 10-20 лет. Это называется стабильностью спроса на профессию. Наряду с “вечными” профессиями – строитель, врач, учитель и т.п., актуальными становятся транспортная, химическая индустрия, высокие технологии, связь, коммуникации, новые профессии на стыке традиционных, управление экономикой, социальная сфера.

Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

Что влияет на выбор профессии.

Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. 8 факторов выбора профессии /По Е.А. Климову/:

1. Позиция старших членов семьи

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг

Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция учителей, школьных педагогов

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы

Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной

профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

Ошибки выбора профессии

1. Выбор профессии “за компанию”

Часто человек не владеет необходимой информацией, не достаточно уверен в себе, не готов взять на себя ответственность за свой выбор. В такой ситуации осуществляется выбор профессии “за компанию”. Как бы это ни было сложно и волнительно, а принимать какое-либо решение всё равно приходится. И в такой ситуации хочется быть рядом с тем, кто в себе уверен, кто уже принял решение и убеждён в его правильности. Однако существует опасность, что избранная ради компании профессия не отвечает интересам и способностям человека и уже через год-полтора учёбу в училище, колледже или ВУЗе возникает разочарование, недовольство, желание “начать всё с начала”. Возможна вероятность что, выбранная таким образом профессия, тебе не подойдёт. Однако следует помнить что профессия, которая нравится твоему другу может не понравится и не подойти тебе.

2. Выбор профессии по внешнему представлению о ней.

Некоторые профессии со стороны кажутся очень привлекательными. Но очень часто человек не понимает, какую гигантскую подготовительную работу нужно проделать, чтобы достичь желаемого успеха.

Выбирая профессию, нельзя обращать внимание на её внешнюю, привлекательную сторону, нужно узнать как можно больше о содержании труда.

3. Перенос отношения к человеку на саму профессию.

Бывает, что профессия начинает нравиться потому, что ей обладает человек, который тебе симпатичен. И уже поступив на такую специальность, молодой человек мало помалу обнаруживает для себя, что его интерес был ошибочно принят за интерес к профессии.

4. Отождествление учебного предмета с профессией.

Даже если тебе очень нравится какой-то школьный предмет, из этого ещё не следует, что понравится связанная с ним работа. Одно дело – эмоционально обсуждать на уроках поступки литературных героев, и совсем другое – зарабатывать на жизнь тем, что читать каждый день сотню страниц текста готовящихся к печати книг, исправлять в них все орфографические ошибки и редактировать неудачные фразы.

Главное помнить, что школьный предмет – то ещё не профессия. Интерес к нему не говорит о том, что понравится связанная с ним работа.

5. Выбор исключительно по признаку престижности.

Например, некоторые молодые люди выбирают экономическое образование, основываясь на этом признаке. И не учитывают того, что деятельность в такой области, как правило, требует специфических качеств характера – например, предельной пунктуальности и устойчивости к однообразной, монотонной деятельности, устойчивости к стрессам. Работать бухгалтером в банке не значит ворочать миллионами. Вряд ли получится хороший работник из того, кто пошёл изучать экономику не потому что чувствует интерес именно к такой деятельности, а потому что это “круто”. Бывает и наоборот: человек чувствует в себе призвание к какой-либо деятельности и хочет ею заниматься, но отказывается от своего намерения, потому что это, как считает его окружение, не престижно.

На профессии, как и на большинство других жизненных явлений, существует мода. Но не всегда именно то, что модно, оказывается наилучшим или подходящим для человека лично. Выбирать профессию, руководствуясь модой, не вполне логично. Ведь к тому времени, когда ты закончишь обучение и начнёшь работать мода, скорее всего, изменится.

6. Выбор вопреки, назло чему- или кому-либо.

“Говорят родители и друзья что мне медведь на ухо наступил – ну ничего вот увидят меня на эстраде, посмотрим что тогда скажут”. Случаев, когда выбор рода занятий вопреки каким-либо барьерам и ограничениям приводят к жизненному успеху, совсем немного. Если у кого-то выражены не устранимые дефекты речи, то его попытка “бросить вызов” обстоятельствам, став телеведущим, вряд ли приведёт к чему-либо, кроме того, что он сделается всеобщим посмешищем. Хотя в других областях деятельности не предъявляющих столь жёстких требований к устной речи, этот человек мог бы добиться успеха.

Выбор профессии – дело, существенно влияющее на судьбу человека, и не очень умно совершать его “назло” кому-нибудь или чему-нибудь. 7. Недостаточный учёт своих способностей.

7. Недостаточный учёт своих способностей.

При огромном желании, потратив много времени и сил, можно стать специалистом даже в том, к чему у тебя способностей нет совершенно. Вот только весьма посредственным. А будь эти усилия приложены к тому, что соответствует способностям, достигнутые результаты оказались куда лучше.

8. Ориентация на мнение случайных людей.

Часто подростки при выборе профессии ориентируются на мнение людей имеющих весьма смутные представление о той профессии, к выбору которой они подталкивают. Порой окружающие очень любят раздавать советы, кому и кем быть, даже если их собственные представления о мире профессий ограничиваются лишь бытовыми, стереотипными суждениями. В принципе дать обоснованный совет, подходит ли человеку какая-либо профессия, может лишь тот, кто очень хорошо знает и её саму и человека.