Как открыть небольшую английскую школу. Как открыть школу иностранных языков

Подробная инструкция поможет спланировать, как открыть школу иностранных языков, узнать, что для этого необходимо приобрести и на что придется потратиться, сколько денег может принести собственный бизнес по преподаванию в этой сфере и о чем придется позаботиться при запуске своего лингвистического учебного центра.

Организационные вопросы создания такого бизнеса

Преподавание иностранных языков может предлагаться с разными целями и различным категориям клиентов. Вы можете создать бизнес данного направления в формате курсов повышения квалификации, занятий с репетитором, школы иностранных языков, образовательного центра для малышей, школьников, студентов или взрослых. От выбора специализации и запланированного масштаба деятельности зависит организационно-правовая форма организации.

  1. Регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;
  2. Создание негосударственного образовательного учреждения или автономной некоммерческой организации.

Разрешительная документация и налоговая нагрузка

Индивидуальная преподавательская деятельность не подлежит лицензированию, но и никаких документов государственного образца об окончании обучения клиентам выдаваться не будет, как и не будет проводиться итоговая аттестация. Такой вариант больше подойдет для обучения взрослых на курсах, для них часто не столь важно наличие бумаг, подтверждающих их лингвистическую квалификацию, главное – реальное знание языка.

Не возникнет проблем с наймом других преподавателей, новое законодательство в сфере образование разрешает принимать ИП на работу других учителей (всего не более 15 сотрудников при работе по патенту). Есть только одно уточнение: если предприниматель работает один и привлекает внештатных сотрудников, то лицензия ему не понадобится, а при найме на постоянной основе других преподавателей нужно будет получить разрешение на ведение данной деятельности. В качестве системы налогообложения при образовательной деятельности можно выбрать « » (6 % от доходов или 15 % от разницы между доходами и расходами) или патент (для самозанятых ИП).

Если предполагается обучение с выдачей подтверждающих квалификацию выпускников документов, то понадобится зарегистрировать юридическое лицо (НОУ или АНО) и получить лицензию в местном отделе Минобразования. При таком варианте организации клиент по окончании обучения может получить сертификат или свидетельство о дополнительном образовании. Но для лицензирования потребуется подготовить объемный пакет документов, в основном доказывающий пригодность помещений для проведения занятий и уровень материально-технического оснащения учреждения, профессиональную квалификацию педагогов и состав учебных программ. Пакет документов и заявка на лицензию рассматривается в Районо в течение 2 месяцев, срок действия лицензии – 5 лет, впоследствии необходимо ее продление.

Необходимая база для преподавания иностранных языков

Что нужно, чтобы открыть школу иностранных языков? Помимо непосредственно знания языка, склонности к преподавательской или хотя бы к организаторской деятельности, начинающему бизнесмену нужны будут и другие ресурсы для создания своего образовательного центра.

Особняком в перечне необходимого для любых курсов иняза будут стоять люди. В штат могут входить носители языка, либо русскоязычные учителя и лингвисты с нужной квалификацией в английском, немецком, французском или китайском. Правильно подобранный преподавательский состав – залог успеха образовательного учреждения. К хорошему педагогу будут идти по рекомендации и, значит, бизнесмену удастся сократить расходы на привлечение клиентов за счет «сарафанного радио».

Даже, если вы решили самостоятельно проводить занятия и учить всех клиентов, потребуются услуги вспомогательного персонала по бухгалтерскому обслуживанию фирмы, IT-сопровождению, охране, клинингу и т.д. Эти непрофильные услуги можно перенести на аутсорсинг и заключить договор со специализированными компаниями, предоставляющими соответствующих специалистов.

Основные статьи расходов при запуске школы иностранных языков

Есть и другие потребности бизнеса, требующие стартовых вложений на запуске. Потратиться необходимо на следующие статьи расходов:

  • Помещения (класс, аудитория, конференц-зал, кабинет площадью 20–50 кв. м. из расчета примерно 2 кв. м. на человека) для нужного количество обучающихся с учетом числа групп, их наполняемости и расписания. Для лицензирования требуется, чтобы такие помещения получили одобрения от санэпидстанции, пожарной службы и других надзорных органов (лучше арендовать их в том здании, которое уже соответствует всем необходимым нормам).
  • Мебель и оборудование для учебных комнат (парты или столы, стулья, доски или проекторы, компьютеры для преподавателя и планшеты для учеников, динамики и наушники, лингафоны).
  • Вспомогательные обучающие материалы (учебники, дополнительная литература, рабочие тетради, аудиозаписи и видеофильмы, плакаты и другие наглядные пособия), а также канцтовары и расходные материалы.

Самое важное нематериальное вложение – программа обучения и методические материалы, которые помогут выстроить процесс преподавания языка с максимальным эффектом, применительно к выбранной аудитории и категориям клиентов.

Финансовые аспекты деятельности по преподаванию языков

Бизнес план с рекомендациями, как открыть школу иностранных языков, включает перечень необходимых расходов и возможных доходов от данного вида деятельности. Начать финансовый разбор стоит с определения размера стартового капитала.

Сколько денег понадобится на подготовку к открытию учебного лингвистического центра:

  • или юридического лица – 1000–5000 рублей, а также расходы на – еще 1000–2000 рублей единовременно.
  • Стоимость аренды и ремонта помещения зависит от состояния и площади самого помещения и его готовности принять учащихся, а главное от региона, расположения и аппетитов арендодателя. Можно уложиться в сумму 5-10 тысяч рублей за небольшой класс или оплатить первый месяц аренды в размере 50–100 тыс. рублей за целый комплекс помещений, а еще потратить на приведение его в порядок несколько десятков тысяч рублей.
  • Приобретение мебели и оборудования – компьютеризованный класс на 5–10 учеников будет стоить порядка 100–150 тыс. рублей, но можно обойтись минимумом затрат, базовой меблировкой и простейшим оборудованием на сумму в 5–10 тыс. рублей на кабинет.
  • Покупка методических учебных материалов и пособий – комплект учебной литературы может стоить от 500 рублей до нескольких тысяч рублей на каждого учащегося.
  • Расходные материалы – на 1–5 тыс. рублей придется запастись канцтоварами, бумагой, расходниками для оргтехники и другими мелочами для работы с обучающимися.

Всего стартовые затраты могут составлять от 20–40 тысяч рублей (на один кабинет и на общее количество 10–50 учеников) до 300–500 тысяч рублей (при открытии полноценного учебного учреждения с множеством групп и несколькими отдельными классами).

Издержки при работе учебного центра

На этом расходы не заканчиваются, ведь текущая деятельность будет сопровождаться другими постоянными и переменными затратами:

  • оплата аренды и коммунальных платежей – от 5–10 тысяч рублей до 100–150 тыс. рублей в месяц;
  • зарплата и отчисления за работников (для самозанятого ИП – только отчисления в фонды) могут достигать 10–70 тысяч рублей на преподавателя с учетом его учебной нагрузки, заполняемости групп, средней зарплаты в регионе и других факторов;
  • налоги и бухгалтерское обслуживание – от 3–5 тыс. рублей ежемесячно до 10–20 тыс. рублей в месяц;
  • приобретение новых пособий, канцтоваров, расходных материалов – 1–5 тыс. рублей и до 10–15 тыс. рублей;
  • оплата услуг вспомогательного персонала – от 2–3 тыс. руб. до 10–20 тыс. рублей в месяц;
  • реклама и обслуживание сайта – от 1–2 тыс. рублей до 5–10 тыс. рублей в месяц.

Всего на поддержание работы школы иностранных языков в месяц может уходить от 20–30 тыс. рублей до 250–400 тыс. рублей и больше, в зависимости от масштабов работы и количества преподавателей.

Доходы образовательного центра: откуда берутся деньги

Соответственно бизнес должен приносить денег больше, чем ежемесячно требуется на его содержание. На стоимость услуг по обучению иностранным языкам оказывают влияние средние расценки в конкретном городе, квалификация преподавателей и уровень обучения. В среднем тарифы могут быть следующими:

  • групповые занятия (5–10 человек и более) – от 1000 до 5000 рублей в месяц и более;
  • индивидуальные занятия (1–2 человека) – от 2000 до 10000 рублей ежемесячно.

По расписанию может быть и одно, и 2-3 занятий в неделю продолжительностью 1–2 академических часа. Нагрузка на одного преподавателя – 10–18 ак. часов еженедельно, в среднем он может работать с 2–3 группами и таким же количеством индивидуальных учеников. Исходя из этого, и нужно рассчитывать потенциально возможное количество групп, значит, и планировать доходы.

Работая самостоятельно с 20–30 обучающимися (в группах и в индивидуальном порядке), предприниматель может получать в месяц порядка 30–100 тыс. рублей. Такие меры, как привлечение наемных сотрудников, уплотнение расписания и увеличение количество учебных комнат позволят увеличить доход на ту же сумму из расчета на каждого нового педагога. При наличии 5 преподавателей и при условии их полной загрузки можно получать в месяц около полумиллиона рублей дохода. Но тогда школе нужно работать одновременно с 100–150 обучающимися.

Срок окупаемости такого лингвистического центра составляет от 3 до 12 месяцев, но все зависит от суммы стартовых вложений, а также от ежемесячного соотношения суммы поступлений и размера расходов.

Выгодно ли открывать школу иностранных языков зависит только от того, сможет ли начинающий бизнесмен набрать необходимое количество учеников, чтобы не просто выходить в ноль, но и получать прибыль от преподавания английского, китайского или других языков. Но главное – сможет ли он поддерживать качество обучения на стабильно высоком уровне, чтобы поток клиентов не иссякал круглогодично. Для этого можно предусмотреть специальные предложения для летних лагерей, для желающих подготовиться к экзаменам или для тех, кто хочет «подтянуть» свои знания перед туристической поездкой.

Говоря о конкурентах и рынке образовательных услуг в целом, можно смело утверждать, что в России он перенасыщен предложением и является высококонкурентным. Вы можете найти поставщика услуг на любой вкус, в любой ценовой категории.

В то же время рынок перспективен и динамично развивается даже в условиях кризиса. Ведь необходимость изучения иностранного языка осознают и оптимисты, и пессимисты. Первые верят, что всё стабилизируется и не желают менять привычный ритм жизни (фитнес, кафе, курсы иностранных языков), а вторые подумывают уехать из страны (и срочно начинают подтягивать язык).

Поэтому открывать школу иностранных языков выгодно, особенно если учесть, что вложения на старте минимальны. Но из-за высокой конкуренции будет не лишним изучить рынок. Хотя, это не во всех случаях обязательно.

Мы не проводили срез рынка, поскольку на момент открытия просто не имели нужного опыта. Да и, честно говоря, нам это не было нужно, поскольку мы уже имели запросы от потенциальных клиентов.

У нас именно тот случай, когда спрос породил предложение: мы точно знали, что определённое количество студентов у нас будет. Одним словом, ничего общего с теми случаями, когда компания выходит на рынок с каким-то продуктом, не зная, будет ли он вообще востребован.

Кроме того, мы были уже действующими преподавателями, и сказать, что мы открывали бизнес с нуля - не совсем верно. Навыков, непосредственно связанных с ведением бизнеса у нас было мало, но мы имели представление о том, как организовать учебный процесс, имели к моменту открытия собственную клиентскую базу и опыт преподавания в частной школе.

Именно последний и помог нам в самом начале. Мы наблюдали за тем, как ведёт дела директор этой школы, как заключаются договоры, проходит корпоративное обучение, подмечали ошибки, которые не хотелось бы повторить. Можно сказать, что единственный конкурент, которого мы изучали, это школа, в которой мы сами работали.

Также на старте нужно определиться с тем, с какой именно аудиторией работать. Сегодня иностранные языки в частных школах изучают люди всех возрастов, начиная с 3 лет. А значит работать можно с малышами, дошкольниками, школьниками, студентами, работающими людьми и пенсионерами. Для каждой категории нужна своя программа обучения, при том не одна. Нельзя учить первоклассника и выпускника, готовящегося к ЕГЭ, по одному и тому же шаблону. А охватить все слои населения на старте практически невозможно, поэтому лучше начинать работать с категорией, с которой у вас уже есть опыт взаимодействия.

Личный опыт

Мы начинали работать со взрослыми людьми, и до сих пор ни разу в жизни я не работала с детьми. Потому что просто не знаю правильного подхода к ним, только могу наблюдать его со стороны как мама. Поэтому «детский сектор» в своих школах мы запустили гораздо позже, когда я увидела эффект от обучения на своём ребёнке и пригласила специалиста возглавлять соответствующее направление в нашей школе.

Если вы хотите начать бизнес с чего-то, чего совсем не умеете, важно нанять хорошего специалиста. При том, нужно опробовать его метод на себе в качестве клиента, дождаться результатов. Потому что нельзя убеждать людей в том, что ваш продукт хорош, ни разу не попробовав его. На старте нужно делать то, что ты умеешь, к чему ты готов. Только это позволит обеспечить высокое качество услуг.

Это касается и выбора языков, которые будут преподаваться в вашей школе. Если вы, к примеру, подумываете запустить курс испанского языка, не владея информацией о нём и о советующем рынке, ничего не выйдет. Вы даже не сможете нанять хороших специалистов, поскольку они крайне неохотно идут в неизвестные школы.

Лучше всего начать с одного направления, хорошо его проработать и «обкатать», а уже после открывать новые направления: запускать курсы других языков, расширять охват аудитории. Что-то новое в школе иностранных языков должно запускаться регулярно. Пытаться продавать одно и то же 10 лет очень опасно. Периодически рынок проседает в каждом сегменте. Тот же английский иногда выходит на второй план, другие языки периодически становятся более популярными, причём по очереди.

Но палитру нужно расширять постепенно, начинать сразу со всего - то же самое, что распыляться. Это как раз проблема многих школ, которые заявляют много языков, но не могут собрать группы, и в результате недовольные клиенты, так и не дождавшись начала занятий ни через месяц, ни через два, уходят. При этом они не просто забирают свои деньги, у них остаётся негативное впечатление, в эту школу они уже не возвращаются.

Объем инвестиций

Пошаговая инструкция

Чтобы выжить в конкурентном окружении и не демпинговать цены, необходимо самое большое внимание уделять качеству предоставляемых услуг. Поэтому после того, как вы изучили бизнес изнутри и собрали необходимую сумму инвестиций, нужно детально продумать вопрос с учебной программой. В первую очередь она будет зависеть от того, с какой аудиторией вы планируете работать на старте. Например, совсем маленьких детей лучше учить языкам через творчество: музыку, танцы, лепку и т.д.

Со взрослыми в этом плане несколько проще, но и они преследуют разные цели, когда приходят в школу иностранных языков: кто-то хочет эмигрировать, кому-то нужен язык для работы, кому-то для путешествий. Соответственно, желательно дать разные программы под разные цели.

Открывая свою школу, мы написали несколько программ: бизнес-английский, разговорный английский, финансовый, юридический английский, английский для туристов и т.д. Всё это мы преподавали ранее, так что программы были работающими и проверенными на людях.

Сейчас у нас в школе преподаётся приблизительно 65 программ, включая очень узкие направления, такие, как подготовка к собеседованию. Все они написаны профессионалами. И другого метода, кроме как привлечь специалиста к написанию программы, просто нет. Например, у нас сейчас работает методист, которая имеет высшее педагогическое образование и трёхлетний опыт работы по специальности.

Ещё один путь - не писать свою программу, а использовать современные учебные пособия международного класса - учебники таких издательств, как Macmillan, Longman, Cambridge и т.д. Они предлагают свои программы, которые можно просто скачать в интернете и пользоваться представленными пошаговыми инструкциями.

Преподаватель может и самостоятельно составить программу. Но для этого нужно провести уйму занятий, описать их, записав сроки, результаты, использованные учебники. Только тогда это будет действительно нормальная программа обучения.

Личный опыт ​​​​​​​

Именно с помощью своих педагогов мы запустили преподавание немецкого, французского и итальянского языков. Почти все преподаватели в нашей школе имеют образование МГЛУ, все они знают как минимум два языка. Когда мы уже сформировали штат своих педагогов, каждый из них владел ещё одним языком. На этом этапе запустить второй иностранный язык было легко, потому что мы были уверены в профессионализме своих сотрудников.

Вообще, преподаватель - ключевая фигура в этом бизнесе. Это именно тот человек, который будет «держать» вашего клиента. Если вы ошибётесь с педагогом, клиент с вами не останется при всех инвестициях, красивых офисах, шикарных менеджерах по продажам.

Если основатель школы сам имеет профильное образование, «варится» в этой среде, то набрать штат ему будет гораздо легче, просто потому, что можно привлечь к работе своих одногруппников.

В противном случае можно искать преподавателей стандартными способами, например, через сайты с объявлениями. Стоит также «мониторить» студентов и выпускников местных ВУЗов. Например, я постоянно взаимодействую с МГЛУ, знаю все форумы, присутствую на всех сайтах, где сидят студенты, и часто пишу им напрямую, спрашиваю не хотят ли они оформиться после окончания к нам в штат.

Не стоит бояться брать на работу молодых специалистов. С 21-22 лет можно работать, продемонстрировав при этом все таланты и высокий уровень владения языком - С1.

Иногда к нам приходят соискатели, но после собеседования мы им советуем начать обучаться в нашей школе на уровне Intermediate-Upper-Intermediate, поскольку они делают много ошибок в речи. Такое часто можно встретить на рынке Москвы.

Личный опыт

Опытным путём мы выяснили, что для школы важна вывеска. Изначально мы считали, что сегодня люди ищут информацию, в том числе и о курсах, в интернете, а значит и вывески не нужны. Но оказалось, что когда мы сняли офис с фронтальной вывеской, 30% клиентов заходили к нам, просто проходя мимо.

На этапе становления бренда не стоит забывать про PR: публикации, бесплатные мероприятия, розыгрыши призов от партнеров. Старайтесь находить интересных партнеров и обмениваться аудиториями. Это очень полезно.

Даже при самой грамотной стратегии продвижения клиенты не будут заниматься у вас, если это будет неудобно по времени. На старте мы с партнёршей работали с 7 утра до 10 вечера сами, смотрели, в какое время люди наиболее активны. Изучив пики спроса и набрав штат профессионалов, мы установили рабочий день с 10:30 до 19:30. При этом наибольший наплыв происходит вечером: после работы люди приходят на встречи, тестирования, демо-уроки.

Кроме того, для удобства клиента приходится работать и в выходные, с чем поначалу была большая проблема. Поэтому мы разработали режим дежурств. Сейчас у нас есть человек, который работает по субботам, но не работает по понедельникам, а в воскресенье всегда дежурит один из координаторов по обучению. Получается, что сотрудник дежурит один раз в месяц в воскресенье и получает отгул в любой день, когда хочет. Таким образом, офис работает практически всегда, поэтому клиент может приехать в любой момент.

Само собой разумеется, что ещё задолго до открытия необходимо озаботиться поиском подходящего для школы помещения и его оформлением. И здесь также существует ряд правил.

Школа иностранных языков обязательно должна располагаться в месте с хорошей проходимостью. Мы для себя приняли как аксиому, что удалённость от метро составляет не более 6 минут хода. Допустимый показатель для Москвы - до 10 минут от метро.

В других городах также стоит ориентироваться на остановки общественного транспорта. Так или иначе, люди должны иметь возможность спокойно дойти до вас пешком, а не ехать на перекладных. Очень желательно, чтобы у школы была своя парковка, но в центре города с этим могут быть проблемы.

Многим начинающим предпринимателям кажется, что офис должен обязательно находиться в центре. Возможно, определённая доля правды в этом есть. Например, у нас центральный офис всегда забит под заявку. Но выбирая помещение «поцентральнее», важно учитывать один момент:

В центре конкуренты на каждом углу

Кроме того, арендные ставки в центральных районах достаточно высоки и могут различаться в разы. Например, вы можете снимать офис класса А, платя за это соответствующую цену, а конкурент буквально через дорогу арендует офис класса В, который по качеству почти ничем не хуже, но его цена гораздо ниже.

Стоимость аренды в конечном итоге влияет на стоимость курса для ваших студентов. Поэтому нужно адекватно оценивать средний чек, бюджет своего клиента. Даже те студенты, для которых деньги - не проблема, не хотят переплачивать просто за здание. Прежде, чем разоряться на антураж, подумайте, будут ли ваши клиенты за это платить.

При этом по принципу «чем дешевле, тем лучше» офис также выбирать не стоит. Слишком бюджетные варианты могут оказаться не совсем «чистыми» с юридической точки зрения.

Вопрос с помещением желательно решать совместно с юристом, чтобы он проверил договор и здание на «чистоту». Иногда всё выглядит идеально, но через пару месяцев выясняется, что здание принадлежит другим людям, и вас могут выгнать день в день. Это нанесёт вашей репутации серьёзный урон.

Строгих требований к назначению и состоянию помещения, к ремонту в нём, не существует. Желательно избегать формата open space. Стены должны быть возведены изначально, чтобы не пришлось делить помещение самостоятельно. В противном случае пострадает звукоизоляция, а значит и качество занятий.

Количество классов будет зависеть от загрузки школы. На начальном этапе достаточно 4-5 комнат (общая площадь - около 60-80 кв.м с учетом входной и административной зон). Большее количество не имеет смысла, поскольку классы будут пустовать. Это зачастую производит не самое хорошее впечатление на клиентов. Лучше со временем переехать в помещение большего размера в том же территориальном блоке. Перебираться в другой район нежелательно, поскольку многие клиенты - жители соседних домов, которые зачастую не готовы посещать любимую школу после её переезда.

В случае оформления НОУ (негосударственное образовательное учреждение) появляется ряд дополнительных требований к помещению: наличие раздельного санузла, наличие отдельного входа, высота потолков - от 2,6 м, источник естественного освещения в каждом классе и т.п. Также важно обзавестись заключениями от пожарных и СЭС. Они потребуются для оформления лицензии на ведение учебной деятельности.

Документы

Организуя бизнес в России, его, прежде всего, необходимо зарегистрировать в налоговых органах. А для этого обязательно нужно определиться с организационно-правовой формой собственности вашего будущего дела: работать как ООО, НОУ или как ИП (индивидуальный предприниматель)?

Форма ИП, конечно, хороша для новичков. Она позволяет оказывать клиентам услуги на платной основе, арендовать помещения, нанимать персонал, но вы не сможете выдавать своим выпускникам сертификаты, а ваша деятельность с точки зрения закона окажется лишь консультативной, но не образовательной. Вам будут недоступны корпоративные клиенты. И официально вы будете считаться лишь специалистом по иностранным языкам, а не их преподавателем.

Для того, чтобы ваша школа по действующим сегодня в России законам смогла стать полноценным образовательным учреждением, вам следует регистрировать НОУ (негосударственное образовательное учреждение) или коммерческую организацию с формой ООО (общество с ограниченной ответственностью).

Это позволит получить лицензию на осуществление образовательной деятельности. Такой документ оформляется в территориальном органе образования, и чтобы его получить, нужно предоставить определённый набор документов (полный список уточняется в самом органе). Это обычно документация, связанная с помещением, квалификацией преподавателей, качеством учебных методик и планов и т.д.

В конце 2013 года в России приняли поправки к федеральному закону об образовании о том, что частные школы с любой правовой формой имеют возможность получить лицензию на осуществление образовательной деятельности. Это - отличная новость! Но, к сожалению, процесс получения лицензии не стал проще, и требования к лицензиату в лице мелкой частной школы до сих пор завышены.

Для получения лицензии на образовательную деятельность лучше всего воспользоваться помощью специализированных юридических фирм. Но не стоит путать получение лицензии с ее незаконной «покупкой». Это неминуемо приведет к повторным проверкам и выявлению фальсификата.

Весомый довод в пользу оформления лицензии - возможность для ваших клиентов вернуть свой НДФЛ (налог на доходы физических лиц - прямой федеральный налог в России) с уплаченной за образование суммы (а это 13%). Это - существенное конкурентное преимущество.

О нужном для оформления лицензии

Обычно для оформления лицензии требуются:

Копии учредительных документов, заверенные нотариусом;

Копии документов, заверенные нотариусом, которые подтверждают, что у вас имеется помещение для работы;

* В расчетах используются средние данные по России

635 800 ₽

Минимальный стартовый капитал

17,5%

Рентабельность

7 мес.

Окупаемость

1 РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА

Цель проекта – открытие языковой школы для реализации спектра доступных услуг в области изучения иностранных языков и перевода в городе с населением более 1 миллиона человек. Основной источник дохода заведения – оплата за обучение иностранному языку.

В языковых школах предоставляют спектр услуг по изучению различных иностранных языков для разных уровней подготовки учеников.

С каждым годом популярность языковых школ возрастает – люди осознают преимущества владения иностранным языком и стремятся к его изучению. Поэтому лингвистическая школа является престижным, востребованным и прибыльным видом бизнеса.

Основные преимущества бизнеса:

    сравнительно небольшой объем капиталовложений;

    перспективное направление, ежегодный рост спроса на данный вид услуг;

    быстрая окупаемость.

Трендовый продукт 2019

Тысячи идей быстрого заработка. Весь мировой опыт в твоем кармане..

Для реализации проекта арендуется помещение общей площадью 100 м2, расположенное в одном из спальных районов. В лингвистической школе планируется преподавать семь иностранных языков по различным программам.

Целевая аудитория – население города в возрасте от 16 до 45 лет, семьи со средним доходом.

Объем первоначальных инвестиций составляет 635 800 рублей. Инвестиционные затраты направлены на обустройство офиса и закупку материала для обеспечения образовательного процесса, создание фонда оборотных средств. Для реализации проекта будут использованы собственные средства.

Финансовые расчеты охватывают пятилетний период функционирования проекта. В соответствии с расчетами, совокупная чистая прибыль за первый год составит 1290000 рублей, а рентабельность продаж – 17,5%. При достижении плановых показателей, первоначальные инвестиции окупятся через 7 месяцев работы.

2 ОПИСАНИЕ ОТРАСЛИ И КОМПАНИИ

В современном мире роль иностранных языков стремительно возрастает. Особенно заметна эта тенденция в период кризиса, когда интерес к изучению иностранных языков резко увеличивается. Аналитики связывают это явление с желанием людей приобрести конкурентные преимущества, которые повысят их ценность, как специалистов. Однако мотивы выучить иностранный язык могут быть самые разнообразные: кому-то это требуется для работы, кто-то учит язык, чтобы свободно общаться в путешествиях за рубеж, кто-то готовится к поступлению за границу или к ЕГЭ, а для кого-то это становится хобби.

За последние десять лет отношение к изучению иностранных языков в России заметно изменилось. Во-первых, повысился спрос на данный вид услуг. Во-вторых, расширились возможности обучения – сегодня рынок предлагает различные способы изучения иностранных языков, и каждый желающий может найти ту форму обучения, которая подходит ему. Языковые школы и курсы, репетиторы, онлайн-обучение, занятия с преподавателем по Skype, поездки за рубеж и так далее.

Люди начинают осознавать преимущества знания иностранных языков, о чем говорят результаты социологического исследования:

    97% опрошенных сказали, что путешествовать, зная иностранные языки, намного проще;

    98% респондентов сказали, что второй иностранный язык поможет им в карьере;

    95% считают, что изучение второго иностранного языка улучшит умственные способности;

    1/3 предприятий хотят принять на работу человека со знанием иностранного языка в определенной сфере;

    люди со знанием иностранного языка могут рассчитывать на повышение зарплаты 20%.

По темпам роста изучения иностранных языков Россия занимает 10 место. В списке лидеров находятся Китай, Румыния, Украина и Малайзия. При этом Индекс EF2013, разработанный международным образовательным центром, характеризует Россию как страну с низким уровнем знания иностранных языков. Связывают данный факт с тем, что стандартная школьная программа и программа подготовки в ВУЗах является непоследовательной, устаревшей и довольно фрагментарной. Поэтому люди, столкнувшись с необходимостью применять иностранный язык, вынуждены прибегать к услугам языковых школ, курсов или репетиторов.

Цели для изучения языка разнообразные: 26% иностранный язык рассматривают как фактор карьерного роста, 23% изучают язык для профессионального развития, 20% не ставят определенной цели и учат язык для саморазвития, 12% учат язык, планируя эмиграцию, 8% - для сдачи экзаменов в школе или ВУЗе, а 7% - для сдачи международного экзамена TOEFL, IELTS. 4% учат язык, чтобы свободно общаться в путешествиях.

На российском рынке 76% обучающихся выбирают английский язык, немецкий – 10%, а французский – 7%. Остальные 7% приходятся на японский, китайский и другие языки. Стоит отметить, что изучение азиатских языков в последнее время набирает популярность.

При ответе на вопрос, какой бы иностранный язык они хотели выучить, респонденты указывали: 25% - английский, 7% - французский, немецкий – 5%, испанский – 4%, китайский – 3%, итальянский – 3%, японский – 1%.

57% опрошенных считают, что без знания иностранного языка в современном мире обойтись нельзя – и, в частности, потому, что он нужен для поездок в другие страны и это является требованием времени.

При этом 46% опрошенных, которые не владеют иностранными языками, хотели бы получить эти знания.

Таким образом, обучение иностранными языками пользуется большим спросом, а популярность этого вида услуг растет с каждым годом.

Готовые идеи для вашего бизнеса

На сегодняшний день в наиболее крупных городах России распространена практика изучения иностранных языков в языковых школах и курсах, которые способны создать необходимые условия. В таблице 1 отражено примерное количество языковых школ и курсов в разных городах России по состоянию на начало 2017 года.

Таблица 1. Число языковых школ и курсов в крупнейших городах России по данным 2ГИС

Также популярность набирает online-обучение: за последние два года создано не менее 15 online-ресурсов. Тем не менее, потребители отдают предпочтение языковым школам.

Стоимость образовательных услуг в сегменте изучения иностранных языков различна, в зависимости от формы обучения – в группе, индивидуально за один академический час, или приобретение всего учебного курса. Кроме того, стоимость занятий варьируется в зависимости от языка – так, например, изучение английского языка в связи с его популярностью будет стоит намного дешевле, нежели изучение японского языка. Поэтому при создании языковой школы необходимо четко понимать, какие языки включать в программу.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Таким образом, динамичное развитие рынка платных образовательных услуг в сегменте иностранных языков позволяет говорить об инвестиционной привлекательности данного бизнеса.

3 ОПИСАНИЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ

Основной вид деятельности языковой школы – предоставление образовательных услуг в сфере обучения иностранным языкам.

Перед открытием лингвистической школы необходимо определить, какие языки будут доступны для изучения, а также какая аудитория курсов предполагается – дети дошкольного возраста, школьники-старшеклассники, студенты или взрослые работающие люди. От этого зависит разработка образовательных программ, спектр предоставляемых услуг, планируемые объемы продаж, организация образовательного процесса.

Самым востребованным языком является английский, затем следуют немецкий и французский. Этот набор иностранных языков считается обязательным для лингвистической школы. Рекомендуется организовать курсы по более редким языкам: итальянский, испанский, китайский, японский. Это может стать вашим конкурентным преимуществом и привлечь клиентов, поскольку конкуренция в сфере преподавания иностранных языков достаточно высока.

Также следует предусмотреть спектр различных курсов, чтобы каждый обучающийся мог выбрать подходящие для него форму и направление обучения в вашей школе:

    экспресс-обучение свободному владению разговорной речью;

    английский для детей;

    подготовка к экзаменам ЕГЭ, TOEFL, IELTS;

    интенсивное обучение иностранному языку;

    групповые и индивидуальные занятия;

    профильные курсы делового английского;

    семейное обучение (с возможностью составления удобного расписания и домашнего обучения).

Перечень услуг и направлений обучения является открытым и определяется индивидуально для каждой лингвистической школы, исходя из ее целей, финансовых возможностей, состава персонала и т.д.

Данный проект предполагает открытие языковой школы, предлагающей следующие виды образовательных услуг:

    Общая программа обучения английскому, немецкому, французскому, итальянскому, испанскому, китайскому и японскому языкам. Занятия в малых группах 4-6 человек и больших группах численностью 12-20 человек. В программу курса входит разговорный язык и грамматическая база. Для английского языка предполагается выбор программы в зависимости от уровня знаний – начальный, базовый, продвинутый;

    Интенсивная (ускоренная) программа обучения английскому языку включает в себя три уровня – начальный, базовый, продвинутый;

    Подготовка к экзаменам ЕГЭ, TOEFL, IELTS и так далее. Курс включает подготовку к различным международным тестированиям по иностранному языку, а также подготовку школьников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Предполагается наличие групповых и индивидуальных курсов;

    Разговорный английский. Курс ориентирован на расширение словарного запаса и живую практику общения;

    Деловой английский. Курс включает изучение грамматики, расширение лексического запаса, изучение специфической бизнес-терминологии;

    Английский для детей: программы для детей 3-5 лет и 6-7 лет. Обучение построено на чередовании учебной деятельности и различных игр, что позволяет ученикам эффективно усваивать материал.

    Услуги перевода – письменный перевод текстов с русского на английский, немецкий, французский, итальянский, испанский, китайский, японский языки и наоборот. Осуществляется перевод различных видов документации, рекламные и другие тексты.

Готовые идеи для вашего бизнеса

В соответствии с указанным перечнем услуг определяется необходимая площадь офиса, формируется штат сотрудников, составляется расписание занятий и планируется маркетинговая стратегия.

4 ПРОДАЖИ И МАРКЕТИНГ

Целевой аудиторией языковой школы, с учетом программ курсов, является население города в возрасте от 16 до 45 лет, семьи со средним доходом.

Большое значение для языковой школы имеют фирменный стиль, запоминающееся название и логотип, поэтому перед запуском проекта рекомендуется провести работу по неймингу и созданию имиджа. Помощь специалистов по неймингу обойдется в среднем 6000 рублей – в стоимость включена разработка бренда, логотипа, названия.

Месторасположение языковой школы также играет важную роль – нужно, чтобы обучающимся было удобно добираться до школы. Желательно выбрать офис в проходимом месте, на людной улице. Размещение школы в спальном районе станет конкурентным преимуществом, поскольку близость школы к дому для некоторых потребителей является определяющим критерием при выборе.

Возле школы необходимо разместить вывеску, указывающую на месторасположение языковой школы. Согласование, изготовление и монтаж рекламной вывески обойдется примерно в 24000 рублей.

В первые месяцы открытия необходимо провести рекламную кампанию. Для этого предусматривается: раздача промо-листовок, расклейка объявлений в лифте. Бюджет этого вида рекламы составит около 10000 рублей. Чтобы сформировать свою клиентскую базу и привлечь посетителей, рекомендуется проведение различных акций и бонусов: первое занятие бесплатно, скидка за репост в соцсети, акция «приведи друга – получи скидку» и т.д.

Необходимо также создать группу или профиль в популярных социальных сетях. Наполнение группы или профиля должно быть разноплановым, включая не только организационные моменты и рекламу услуг школы, но и содержать полезную информацию – это могут быть увлекательные ролики на иностранном языке, интересные факты о языках мира, полезная инфографика и т.д. Маркетологи отмечают, что предоставление компанией полезной и, главное, бесплатной информации повышает степень лояльности потенциальных клиентов. Через социальные сети удобно проводить различные акции и бонусные программы, о которых было сказано выше.

Также рекомендуется создание собственного сайта – это не только повысит репутацию школы, но и упростит процесс информирования об услугах. На сайте пользователи смогут прочитать описание каждого курса, посмотреть расписание занятий, ознакомиться с ценами, пройти тестирование дляопределение уровня подготовки, узнать контакты и местоположение школы, ознакомиться с преподавательским составом. Создание и продвижение сайта составит примерно 50000 рублей.

Необходимо комплексно использовать инструменты продвижения – тогда реклама даст максимально быстрый и эффективный результат. Однако следует понимать, что для языковой школы, как и для любой сферы услуг, самым эффективным способом рекламы является сарафанное радио. Поэтому лучшая реклама для вашей языковой школы – квалифицированные сотрудники и приятная атмосфера.

5 ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА

Открытие языковой школы включает в себя следующие этапы:
  • Регистрация в государственных органах. В соответствии со ст. 91 ФЗ «Об образовании в РФ», дополнительное образование подлежит лицензированию. Государственная пошлина на лицензию составляет 6000 рублей. Следует также определиться, будет ли вы выдавать ученикам документ, подтверждающий прохождение того или иного языкового курса. Для выдачи документа государственного образца об окончании обучения необходимо получить лицензию в местном отделе Минобразования. Наиболее простым вариантом является организация языковой школы с индивидуальной преподавательской деятельностью – лицензия в данном случае не понадобится, но и права выдавать документацию, подтверждающую квалификацию выпускников, не будет. Для реализации проекта предполагается создание языковой школы без права выдачи документа государственного образца. Для ведения коммерческой деятельности регистрируется ИП с упрощенной системой налогообложения («доходы» по ставке 6%). Виды деятельности согласно ОКВЭД-2:
  • Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки
  • Деятельность по письменному и устному переводу.
  • Местоположение и выбор офиса. Удачное местоположение предполагает близость к учебным заведениям, торговым центрам, людным улицам. Желательно наличие бесплатной парковки и удобной транспортной развязки. Также при выборе помещения необходимо обратить внимание на освещение, санитарное состояние, наличие санузла и других технических характеристик. Оптимальный размер помещения под языковую школу – от 100 м2 – этой площади хватит для двух классов и приемной с ресепшеном. Если предполагается оказывать услуги по индивидуальному обучению, то рекомендуется предусмотреть небольшой кабинет для этого.

Для реализации данного проекта предполагается взять в аренду офис площадью 100 м2 с расположением в одном из спальных районов. Стоимость аренды такого помещения с ремонтом составит в среднем 70000 рублей для города с населением около 1 млн. жителей. Планируется разместить 2 учебные аудитории и холл с ресепшеном. Одна аудитория будет специализированной для занятий по английскому языку, где занятия будут проходить ежедневно. Вторая аудитория будет использоваться для занятий по другим языкам. Данное разделение позволит грамотно оформить пространство и облегчит составление расписания занятий.

  • Подбор кадров. Для языковой школы наличие квалифицированных кадров – один из главных параметров, поэтому следует тщательно подойти к отбору персонала. Поиск сотрудников можно осуществлять следующим образом: на специализированных сайтах; сбор информации через знакомых; мониторинг преподавателей общеобразовательных и частных школ с последующим предложением о трудоустройстве.

Состав преподавателей определяет и расписание языковой школы. Предполагается, что график работы будет с 10:00 до 20:00 без выходных, поскольку наличие групп выходного дня позволит обслуживать большее количество клиентов.

Средняя продолжительность курса по изучению иностранного языка составляет 4-8 месяцев, или 72-144 академических часа. По окончании курса учащиеся сдают тест, который оценивает уровень знаний, полученных в ходе обучения. Набор в группы осуществляется 2 раза в месяц по английскому языку и 1-2 раза по другим языкам. Основной поток учащихся приходится на вечерние группы (с 17:00 до 20:00). Малые учебные группы состоят из 4-6 человек, а большие из 8-16 человек. Рекомендуется четное количество учеников в группе, поскольку в процессе обучения зачастую приходится разбивать группу на пары для выполнения заданий, что повышает результативность такого обучения.

В таблице 2 приведен план продаж и расчет выручки за первый год функционирования языковой школы. План реализации составляется с учетом режима работы, количества реализуемых курсов и их продолжительности. Так например, интенсивный курс изучения английского языка занимает 72 академических часа, а общий курс – 144 часа.

Таблица 2. План реализации в первый год работы языковой школы

Наименование иностранного языка

Количество реализованных курсов

Цена, руб.

Выручка, руб .

Английский

Немецкий

Французский

Испанский

Итальянский

Китайский

Японский

Услуги перевода

250 руб/ 1000 зн.

ИТОГО

7925000

6 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

Для функционирования языковой школы необходимо сформировать штат из следующих сотрудников: преподаватели, администраторы, бухгалтер, уборщица. Главным персоналом являются преподаватели, поскольку от их профессионализма и коммуникабельности зависит атмосфера образовательного процесса, уровень знаний учащихся и впечатления от школы в целом. Исходя из составленного плана реализации, языковой школе необходимо нанять 2 преподавателя по английскому языку и 1 преподавателя по каждому из остальных иностранных языков. Таким образом, преподавательский состав будет сформирован из 8 специалистов.

При выборе преподавателей нужно предъявлять следующие требования: наличие высшего образования (желательно, лингвистического), отличное знание разговорного и письменного языка, опыт работы от двух лет, наличие проверенной и комплексной методики обучения.

Должность администратора предполагает посменную работу – 2 через 2, поэтому потребуется нанять двоих сотрудников. Требования к администратору ограничиваются высоким уровнем дисциплины, ответственностью, коммуникабельностью. В их обязанности входит прием звонков и писем, запись клиентов на занятие, формирование групп, составление расписания занятий, ведение групп в социальных сетях, обеспечение школы необходимым инвентарем. Для уборщицы и бухгалтера предполагается частичная занятость.

Также необходим руководитель школы, который будет выполнять функции управленца. В его подчинении находится весь персонал, он принимает решение о найме сотрудников, выстраивает маркетинговую политику, взаимодействует с контрагентом.

Общий фонд заработной платы составит 274000 рублей, а с учетом страховых выплат – 356200 рублей в месяц.

Таблица 3. Штат языковой школы

Общий фонд заработной платы

Персонал

Количество сотрудников

З/п на 1 сотрудника (руб.)

Зарплата итого (руб.)

Руководитель

Преподаватель

Администратор

Уборщица (частичная занятость)

Бухгалтер (частичная занятость)

Общий фонд з/п

274000

7 ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Финансовый план учитывает все доходы и расходы проекта, горизонт планирования составляет 5 лет. Для запуска проекта необходимо рассчитать объем первоначальных инвестиций. Для этого нужно определиться с затратами на мебель, техническое оснащение офиса и приобретение учебного материала. Примерно 54% первоначальных инвестиций приходится на мебель и техническое оснащение офиса; 26% инвестиций – на учебный материал, а на рекламу и регистрацию – 20%.

Таблица 4. Инвестиционные затраты

Наименование

Количество, штук

Стоимость 1 штуки, руб.

Общая сумма, руб.

Мебель и техника:




Стол (учебный)

Стол (для преподавателя)

Магнитно-маркерная доска

Учебный материал

Компьютер

Wi-fi роутер

Канцелярские товары

Микроволновая печь

Шкаф для одежды

Регистрация:


Регистрация ИП

Изготовление печати, открытие р/с

Госпошлина на лицензию


Создание и продвижение сайта

Оборотные средства:

Итого



6355800

Постоянные ежемесячные затраты отражены в таблице 5. Из них почти 70% затрат приходится на заработную плату сотрудникам. Амортизация начисляется линейным способом в течение 5 лет. В ежемесячных затратах также необходимо предусмотреть затраты на обновление методического материала, поскольку это является важным элементом учебного процесса.

Таблица 5. Ежемесячные расходы

Таким образом, были определены постоянные ежемесячные расходы в размере 519153 рублей. Объем плановой выручки составляет 660416 рублей в месяц. Выйти на плановый показатель планируется на четвертый месяц работы школы.

8 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Срок окупаемости проекта при первоначальных инвестициях в 635800 рублей составляет 7 месяцев. Чистая ежемесячная прибыль проекта при выходе на плановые объемы продаж составит около 140 000 рублей. Выйти на плановый объем продаж планируется на четвертый месяц работы. Рентабельность продаж в первый год – 17,5%.

9 ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ

Для оценки рисковой составляющей проекта необходимо провести анализ внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся угрозы, связанные с экономической ситуацией в стране, рынков сбыта. К внутренним – эффективность управления организацией.

Открытие лингвистической школы сопряжено со следующими внешними рисками:

    высокая конкуренция на действующем рынке платных образовательных услуг. Снизить этот риск помогут мониторинг цен, продуманная ценовая и рекламная политика, определение и внедрение своих конкурентных преимуществ;

    повышение стоимости аренды, которая повлечет увеличение постоянных расходов и может сказаться на финансовом состоянии. Снизить вероятность риска возможно при заключении договора долгосрочной аренды и выбором добросовестного арендодателя;

    риски по договорам с поставщиками учебных материалов. Снизить это риск возможно при соблюдении требований ГК РФ и прочих законодательных актов при заключении договоров, выбор надежных поставщиков, определение размера и порядка возмещения поставщиком нанесенного ущерба;

    сезонность бизнеса, которая снижает спрос на образовательные услуги в летние месяцы. Нивелировать риск возможно при разработке маркетинговой стратегии, эффективной рекламной политикой, предполагающей проведение акций и бонусов.

К внутренним рискам относятся:

    невыполнение планируемого объема продаж. Снизить этот риск возможно при эффективной рекламной кампании и грамотной маркетинговой политике, предполагающей проведение различных акций и бонусов;

    нехватка квалифицированных специалистов. Нивелировать этот риск позволит мониторинг сотрудников других школ и предложение им возможности совмещения работы, а также тщательный отбор сотрудников на собеседовании, сотрудничество с ВУЗами, которые готовят переводчиков и преподавателей иностранного языка;

    снижение репутации заведения в кругу целевой аудитории при ошибках в управлении или снижении качества услуг. Нивелировать риск возможно при постоянном контроле качества услуг, получении обратной связи от клиентов заведения и проведении корректирующих мероприятий.

10 ПРИЛОЖЕНИЯ



27.06.18 30 579 0

История предпринимателя из Санкт-Петербурга

В 2010 году Ксения продала машину и на эти деньги открыла в Петербурге школу английского языка «Лингвоэксперт».

Лена Киселева

поговорила с основательницей школы английского

Сегодня у школы 200 групп, 100 занятий в день и прибыль от 700 000 рублей в месяц.

Идея

Ксения еще со школы подрабатывала репетитором английского языка. В 2010 году она работала бренд-менеджером в магазине парфюмерии и косметики, а по вечерам продолжала преподавать. Клиентов находила через друзей и знакомых. Тогда и пришла идея открыть собственную языковую школу.

Муж Ксении продал машину - за Хонду-цивик супруги получили 450 000 рублей. Эти деньги и стали стартовым капиталом для школы. В августе 2010 года Ксения уволилась с работы и зарегистрировала ООО «Лингвоэксперт» .

Помещение

Начать решили с помещения. Сначала искали офис в крупном спальном районе - Приморском, но когда там места не нашлось, обратили внимание на Васильевский остров. Он находится рядом с центром, но языковых школ в 2010 году там было мало. Ксения поискала их в интернете и лично обошла потенциальных конкурентов, просто чтобы посмотреть их предложения и цены.

На старте решили не арендовать большое помещение. Сначала нужно было понять, будут ли у школы вообще клиенты, а не вкладываться в ремонт и дорогую аренду. В итоге в августе Ксения сняла небольшой офис на 25 м² в бизнес-центре на Васильевском острове. Залог и первые два месяца аренды обошлись в 75 000 рублей. На первое время такого помещения достаточно.

Подготовка

К началу занятий нужно было обставить помещение и купить учебные материалы. За предоплату, полученную от первых клиентов, купили 6 парт и 12 стульев в Икее - мебель обошлась в 12 000 Р . Еще 50 000 Р потратили на учебные материалы и новую оргтехнику: ксерокс и принтер для подготовки к занятиям обязательны, а магнитофоны нужны для аудирования.

Тогда же сделали первую версию сайта «Лингвоэксперта». За разработку заплатили 50 000 Р , за продвижение в «Яндекс-директе» - 20 000 Р . Еще за 20 000 Р заказали логотип.

50 000 Р

заплатили за разработку сайта в 2010 году

С самого начала стали заниматься продвижением: для школы на старте важнее всего привлечь учеников. Ксения печатала и раздавала листовки, проводила совместные акции с фитнес-клубом по соседству, делала рекламу в бизнес-центрах: развешивала рекламные плакаты в их лифтах. По соседству с офисом был фитнес-клуб - его посетителей Ксения пригласила на бесплатные занятия в разговорном клубе. Параллельно запустили акцию «Приведи друга и получили скидку»: оба ученика платили за занятия на 30% ниже обычной стоимости.

На этом этапе главной задачей было, чтобы как можно больше людей узнали об открывающейся школе. Начинать занятия решили в августе, перед высоким сезоном. Месяц учебы стоил 3000 рублей.

Расходы на запуск - 315 000 Р

Аренда 25 м² (залог + 2 месяца)

75 000 Р

50 000 Р

20 000 Р

Учебные материалы, мебель

50 000 Р

Зарплатный фонд

100 000 Р

Продвижение сайта

20 000 Р

Преподаватели

Ксения окончила филфак СПбГУ, поэтому сначала искала преподавателей среди знакомых по университету. На старте она заложила на заработную плату себе и первым пяти преподавателям 100 000 Р .

Преподавателей с большим трудом удалось переманить из других мест: мало кто хотел уходить из стабильных и зарекомендовавших себя школ в новую, неизвестную на рынке. Совмещать невозможно: самое популярное время занятий - вечер, и все вечера в школах, как правило, расписаны.

100 000 Р

зарплатный фонд на старте для преподавателей английского

Ксения назначила преподавателям почасовую ставку - по 250-300 Р за час . В то время это была средняя ставка на рынке.

Когда знакомые закончились, искать новых педагогов стали на «Хедхантере».

Время занятий

К августу в «Лингвоэксперте» набрали шесть групп разного уровня: от новичков до «аппер-интермедиат» . Почти все группы хотели заниматься вечером, после работы, хотя Ксения специально делала скидку на утренние и дневные занятия. До 19:00 помещение пустовало, а по вечерам желающих было слишком много.

Ксения арендовала несколько соседних с офисом комнат. Стоимость аренды выросла до 60 000 Р в месяц.

Корпоративные клиенты

Через месяц после запуска один из учеников спросил, можно ли организовать курсы английского для сотрудников на территории компании. Так в сентябре 2010 года первым корпоративным клиентом «Лингвоэксперта» стала компания «Ди-эйч-эл» .

Для школы такая схема занятий оказалась очень выгодна: не надо тратиться на аренду своих помещений, достаточно просто отправить преподавателя в офис заказчика. Компании предоставляют нормальные помещения, как правило, там уже есть маркеры, доски и другие материалы, необходимые для занятий.

В «Ди-эйч-эл» сформировали четыре группы сотрудников. Ученики платили за занятия самостоятельно, компания просто предоставляла им помещение в офисе. Занимались два раза в неделю по три академических часа.

Академический час в «Лингвоэксперте» стоил 500 рублей - ценник не высокий для клиента даже по тем временам. Половина из этой суммы - зарплата преподавателю, другая половина - наценка школы. Ксения была уверена, что для начала низкая стоимость занятий подойдет. Расчет был такой: по сарафанному радио о «Лингвоэксперте» узнают другие корпоративные клиенты.

В течение года после «Ди-эйч-эл» в «Лингвоэксперт» пришли учиться сотрудники трех других крупных компаний.


Сезонность

Основная сложность, с которой сталкиваются языковые школы, - сезонность занятий. Летом все разъезжаются в отпуска, а в сентябре резко начинают учиться. В сезон отпусков помещения пустуют, а к сентябрю спрос на них резко повышается. Предпринимателю приходится в мае отказываться от аренды, а в августе снова подписывать договор.

В мае 2011 года Ксения отказалась от аренды дополнительных классов и снова оставила за школой только помещение в 25 м².

Чтобы занять преподавателей на летнее время, в «Лингвоэксперте» заранее, еще весной, запустили акцию с купонным сервисом «Групон». Два месяца интенсивного обучения в летних группах по 4 занятия в неделю продавали со скидкой 75% - за 1990 рублей. На майских праздниках Ксения обрабатывала заявки и обзванивала всех, кто купил купоны. В итоге она продала 500 купонов, вышла в ноль и ничего на этом не заработала. Зато обеспечила занятость преподавателей, чтобы они не разбежались.

Осенью многие ученики, пришедшие по акции, продолжили заниматься в группах уже по обычной цене - 5000 рублей в месяц. Кто-то порекомендовал школу друзьям. Ксении пришлось снять второй офис в бизнес-центре «Петровский форт», потому что ученикам перестало хватать места в старом помещении.

Фокус на корпоративных клиентах

В 2012-2013 годах на Васильевском острове начали открываться новые языковые курсы. Занятия у конкурентов стоили меньше, ученики стали переходить в другие школы. Тогда же в «Лингвоэксперт» пришли крупные корпоративные клиенты: «Пит-продукт», ГК «Транзас» , «Энсто», «Группа “Илим”», «Балтика».

Чтобы привлечь крупных заказчиков, Ксения лично обзванивала компании, сотрудникам которых может понадобиться английский. Обычно это известные зарубежные компании, например «Форд» или «Кока-кола». Потом заработало сарафанное радио. Однажды Ксения узнала о переписке питерских эйчаров в профессиональном чате. Один из них спросил у коллег, где лучше заказать корпоративное обучение английскому. Сразу несколько человек в ответ посоветовали «Лингвоэксперт».

Самое популярное направление для корпоративных клиентов - деловой английский с акцентом на переговоры и презентации. Английский для узких специальностей, например для программистов, вообще не популярен: люди и так понимают специализированную документацию на английском, им важнее разговорный язык.

Сотрудников с нулевым знанием языка компании, как правило, не обучают - это слишком дорого. Самый популярный уровень - «пре-интермедиат» . А заканчивают обычно на «аппер-интермедиат» - для работы его хватает.

Чтобы подтянуть язык от «пре-интермедиат» до «аппер-интермедиат» , потребуется около полутора лет занятий по несколько раз в неделю.

Главная сложность для школы: компании очень долго принимают решение, кто же будет обучать их сотрудников языку. Иногда это длится месяцами, а иногда и годами.


За рубежом корпоративное обучение популярно в больших группах от 10 человек. По опыту Ксении, в России люди любят индивидуальный подход и просят делать маленькие группы по 2-3 человека , поэтому в одной крупной компании могут параллельно заниматься 50-60 групп .

Академический час преподавателя «Лингвоэксперта» в 2018 году стоит 1200-1350 рублей. Цена зависит от удаленности офиса от центра и времени занятий. Например, группа из трех человек обходится компании в 1200 рублей за академический час. В месяц у группы может быть 8 занятий по 2 часа. Значит, месяц обучения трех сотрудников для компании стоит 19 200 рублей.

1350 Р

стоит академический час преподавателя «Лингвоэксперта» в 2018 году

Сегодня у школы 63 корпоративных клиента. Еще 100 периодически обращаются за услугами преподавателей. Чтобы находить новые контакты, Ксения и ее муж вступают в бизнес-ассоциации и участвуют в их мероприятиях, где знакомятся с эйчарами. Например, они вошли в Санкт-Петербургскую международную бизнес-ассоциацию и Американскую торговую палату. Такое участие обходится в 10 000 рублей в месяц.


Команда

Первые два года Ксения обходилась без офис-менеджера. Считала, что должна вести все процессы сама: отвечать на звонки, узнавать, что нужно клиентам. Но количество задач росло, и времени на все не хватало. Сейчас в штате несколько менеджеров и административный директор.

В 2014 году муж Ксении Станислав уволился с работы и присоединился к команде «Лингвоэксперта». Он взял на себя финансы и развитие, а Ксения отвечает за продукт и преподавателей. Группы она больше не ведет.

В штате школы 50 преподавателей. Еще столько же работают по договору подряда в основной сезон занятий - сентябре-октябре. Новых сотрудников Ксения ищет на конференциях для преподавателей, которые регулярно посещает.

преподавателей в штате школы. Еще столько же работают по договору подряда

По статистике, в 2017 году «Лингвоэксперт» проводил интервью с 10-12 кандидатами , чтобы в итоге взять на работу одного. Диплом известного вуза не гарантирует ни хорошего знания языка, ни опыта в разных методиках преподавания. Ксения до сих пор лично собеседует каждого кандидата и выбирает тех, кто сфокусировал свою карьеру на преподавании и развивается в этой сфере.


Сейчас команда «Лингвоэксперта» снимает два офиса. Основной переехал ближе к метро - в бизнес-центр на Васильевском острове. Там остался административный персонал, там же проводят собеседования и обучение новых преподавателей. Аренда обходится в 55 000 рублей в месяц.

Еще два сотрудника, которые продают новый продукт - интернет-обучение , работают в коворкинге. Это удобно, потому что аренда получается гибкой: есть сотрудник - помещение оплачивается. Если Ксения решит уменьшить или расширить команду продаж, ей не нужно второпях искать новое помещение. Аренда коворкинга стоит 30 000 рублей в месяц.


Планы

В 2016 году Ксения со Станиславом начали развивать интернет-обучение в «Лингвоэксперте». Курсы по скайпу купили более 100 человек - Ксения и Станислав заработали на этом запуске 2 млн рублей . Супруги добавили в услуги интернет-школы вебинары и групповые занятия, а вырученные деньги вложили в разработку новых курсов и интернет-маркетинг .

В конце года Ксения и Станислав поняли, что хотят найти решение, которое минимизирует человеческий фактор. Скайп один на один эффективен, если занятия проходят с опытным преподавателем. На поиски таких педагогов уходит время.

Во время поездки в Америку в 2017 году Ксения и Станислав узнали об интернет-платформе «Вокси». На ней можно выполнять языковые упражнения и практиковать разговорный язык с носителями. Для этого ученик подключается к занятию, которое ведет преподаватель из любой точки мира, и общается с педагогом и другими участниками. В 2018 году предприниматели добавили «Вокси» в свою продуктовую линейку и планируют продавать ее в корпоративном сегменте в России. Доступ к «Вокси» стоит для компании около 24 000 рублей в год на одного сотрудника.

В этом же году «Лингвоэксперт» запустил бета-версию нового продукта - чат-бота в Телеграме @lindaexpertbot, который обучает подписчиков лексике и грамматике. Это формат микрообучения, на которое у человека уходит по 5 минут в день. С ботом английский не выучишь, но можно поддерживать текущий уровень языка. Сейчас бета-версия бесплатна. Позже Ксения и Станислав планируют предлагать услуги чат-бота корпоративным клиентам за деньги.